№4 2022

Выпуск в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

Ю.В. Иванова. Ферменты глазами реставраторов, или остроумный и изобретательный идальго Дон-Кихот Ламанчский

Иванова Юлия Владимировна – кандидат искусствоведения, ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий научный сотрудник
E-mail: vostrapeppa@gmail.com

Статья освещает потенциал ферментов в освобождении поверхности живописи от нежелательных веществ, вызывающих материальное разрушение произведения и искажающих его эстетические характеристики. Рассматриваются критерии выбора фермента для «расчистки», специфика создания реставрационной методики, предполагающей соблюдение точнейшего баланса между условиями, необходимыми для действия фермента, и требованиями безопасности произведения. Присущие ферментам свойства рассматриваются с точки зрения их привлекательности или нежелательности для реставрации. Преимуществами ферментов перед традиционными методиками «расчисток» (с помощью кислот, щелочей, органических растворителей) являются эффективность, мягкость и специфичность действия, нетоксичность, возможность быстро получить желаемый результат при минимальном расходе действующего вещества, что соответствует одному из основополагающих принципов современной научной реставрации – принципу минимального вмешательства в произведение. Однако некоторые свойства ферментов ограничивают их применение в реставрации. Таковы их лабильность; необходимость высокой степени очистки; обязательность строгого соблюдения определенных показателей (pH, температуры и др.) для их успешного действия, что сопряжено с необходимостью нанесения на произведение дополнительных веществ, с этапом завершающей промывки живописи растворами ПАВ, легкими органическими растворителями.

Реставрация, ферменты, свойства ферментов, критерии выбора, методики.

Н. В. Погорелова (Фрид). Практическое применение энзимов в реставрации бумаги: материалы и оборудование

Погорелова (Фрид) Нина Викторовна – Мастерская «Реставрация бумаги и пергамента», художник-реставратор.
E-mail: nina.freed@paperandparchmentconservation.com

В предлагаемой статье дается подробный обзор реагентов, материалов и оборудования, необходимых при работе с энзимами (амилазой, протеазой и липазой) в реставрации бумаги. Автор опирается на опыт реставрационных мастерских Северной Америки (США и Канады), в подавляющей своей части применимый для российских специалистов. Работа фокусируется на практической стороне, без углубления в теорию, однако предлагает небольшой список англоязычной литературы, в которой подробно рассматриваются те или иные реагенты и связанные с ними процессы, обсуждаются их физические и химические свойства, их применение в реставрационном деле. Автор предлагает информацию о производителях и поставщиках некоторых материалов и реагентов; даются советы по их выбору, приобретению и хранению. Обращается внимание на те пункты, которые необходимо учесть при подготовке протокола реставрационного процесса. В частности, надо иметь в виду, что обработка энзимами может повлиять на оригинальную пропитку бумаги; надо учесть, что кислотность буферного раствора изменится под влиянием кислотности реставрируемого экспоната. Статья упоминает различные методы обработки экспонатов энзимами: такие как ванны, гелиевые компрессы, нанесение на поверхность кистью или тампоном. Также дается краткая справка об изготавливаемом немецкой лабораторией Klug Conservation энзиматическом компрессе Альбертина (Albertina-Kompresse) и предлагается литература с подробным его описанием. В заключение автор дает ссылку на американский справочник по всем реставрационным специальностям, являющийся ценным ресурсом для реставраторов.

Реставрация, бумага, энзимы, амилаза, протеаза, липаза, трипсин, реагенты, оборудование, материалы.

Н. В. Ермакова. Энзимы в реставрации музейного текстиля: обобщение опыта зарубежных специалистов

Ермакова Нина Владимировна – кандидат исторических наук, ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий специалист.
E-mail: nvl-ermakova@mail.ru

В статье анализируются публикации зарубежных реставраторов по проблемам удаления различного рода загрязнений и старых реставрационных клеёв с музейных тканей с помощью энзимов. Ферментативная очистка позволяет смягчить обработку ветхого текстиля по температуре и рН. Основное внимание уделяется влиянию ряда энзимов (α-амилазы, липазы, пектиназы, панкреатина, трансглютаминазы, супероксиддисмутазы) на морфологию поверхности, механические свойства и цветовые характеристики тканей, изготовленных из натуральных волокон. Тестирование на модельных образцах позволило установить номенклатуру ферментных препаратов, которые можно рекомендовать к применению в музейной консервации. Включение ферментативной очистки в программу реставрации ограничивается условиями, влияющими на ферментативную активность: энзимы несовместимы со многими химическими реагентами, имеют ограниченные сроки хранения и строгие условия эксплуатации. Эффективная ферментативная очистка возможна только при невысокой стабильной температуре. В настоящее время разработано новое оборудование, поддерживающее стабильную температуру в мягком диапазоне с равномерным распределением тепла по поверхности. Энзимы используют не только для очистки. Метод, основанный на применении трансглютаминазы (энзима, способствующего образованию связей между различными белковыми молекулами), позволяет укрепить ветхий шелк. Новой областью применения энзимов является их использование в археологии для определения возраста целлюлозного текстиля.

Энзимы, музейные ткани, удаление загрязнений, реставрационный клей.

Е. Л. Малачевская, Ю. В. Хребтова. Результаты научно-исследовательской работы «Использование энзимов для удаления крахмальных клеёв при реставрации музейных тканей»

Малачевская Елена Львовна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующая лабораторией химико-технологических исследований.
E-mail: elemal34@mail.ru

Хребтова Юлия Викторовна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующая отделом научной реставрации произведений прикладного искусства.
E-mail: julia_pgr@yahoo.com

Крахмальные клеи широко использовались и используются по сей день как при изготовлении предметов ДПИ, так и при их реставрации. Они глубоко проникают в волокна ткани, которые из-за этого со временем теряют эластичность, становятся хрупкими и разрушаются. Поэтому в процессе реставрации часто возникает необходимость удаления такого клея. Механическая и водная очистка не могут полностью решить эту задачу, к тому же не ко всем экспонатам их можно применить в полной мере. Правильно подобранные энзимы могут помочь решить эту проблему. Ферменты как катализаторы могут ускорить химическую реакцию разложения молекул клея, полностью исключив или минимизировав механическое воздействие на экспонат, удалить клей из структуры ткани и даже частично вернуть эластичность волокон. В статье описаны результаты исследований воздействия энзима альфа-амилазы на состаренные проклеенные крахмальным клеем ткани из льна, хлопка, шерсти и шелка. Для каждого вида ткани была определена сохранность прочности и эластичности, что необходимо для сохранности музейного текстиля. Кроме того, проведены исследования на предмет возможных изменений в структуре тканей. Подобраны параметры технологического процесса удаления состаренного крахмального клея. Прежде всего, это конкретные препараты альфа-амилазы, а также концентрация рабочего раствора, время экспозиции и температура обработки. По результатам исследований разработана методика повторной реставрации музейных тканей с целью удаления старого клея.

Энзимы, ферменты, удаление старого клея, повторная реставрация, исторический текстиль, крахмальный клей, α-амилаза, альфа-амилаза.

Ю. В. Хребтова. Опыт практического применения фермента альфа-амилазы в реставрации текстиля

Хребтова Юлия Викторовна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующая отделом научной реставрации произведений прикладного искусства.
E-mail: julia_pgr@yahoo.com

В статье описан опыт повторной реставрации шелковых знамен начала XIX века, в процессе которой для удаления старого крахмального клея был успешно применен фермент альфа-амилаза. При предыдущей реставрации сороковых–пятидесятых годов XX века полотнища знамен были сдублированы на крупный хлопчатобумажный тюль с помощью мучного клея. Данный метод дублировки был очень популярен в начале и середине XX века; многие экспонаты, отреставрированные в то время, сейчас нуждаются в повторной реставрации, что делает поднятую нами проблему очень актуальной. Состаренный клей так разрушил исторический текстиль, что в каталожных данных состояние сохранности знамен характеризовалось как соответствующее состоянию сохранности археологического текстиля. Убрать клей механически или с помощью водной очистки не представлялось возможным. Был выбран метод очистки с применением энзимов. Ферменты как катализаторы могут ускорить химическую реакцию разложения молекул клея, полностью исключив или минимизировав механическое воздействие на экспонат, удалить клей из структуры ткани и даже частично вернуть эластичность волокон. Эффективность и безопасность реставрации была основана на результатах научно-исследовательской работы «Использование энзимов для удаления крахмальных клеёв при реставрации музейных тканей». В статье рассматриваются критерии выбора ферментного препарата, описана программа его тестирования, дан список необходимых материалов и оборудования, подробно описана последовательность технологических операций при повторной реставрации знамен, сдублированных на тюль.

Энзимы, ферменты, удаление старого клея, повторная реставрация, исторический текстиль, крахмальный клей, α-амилаза, альфа-амилаза.